"Деловая хроника" от 04.02.2003. / www.cronicle.ru
Вита МАЧ.

Зачем топтать мой «Мерседес»?

Корреспонденты «ДХ» побывали на съемках клипа


Фото Виталия БЕЛОУСОВА

Время - два часа дня, по творческим меркам - утро. Место - новая Олимпийская деревня. Где-то здесь, в подземном гараже, снимают клип. Однако мы уже полчаса плутаем между домами - и никаких признаков. Наконец дозваниваемся до организаторов и выясняем: нужный гараж совершенно некстати затопило, поэтому творческая команда срочно передислоцировалась по другому адресу.

Съемки нового клипа группы «Смысловые галлюцинации» уже и так несколько раз откладывались - из-за отсутствия реквизита. На сайте группы даже повесили объявление: «Срочно нужен битый (можно - очень) «Мерседес» или любой другой автомобиль класса Е, S. Возврат гарантируется. Присутствие владельца со свитой друзей на съемках допускается». Но подходящее авто так и не подвернулось. Прибыв на съемочную площадку, корреспонденты «ДХ» увидели абсолютно целый «мерс». «Его и побьем», - легкомысленно махнул рукой директор группы Олег Гененфельд.

Сборка и установка аппаратуры занимает больше часа. Поэтому есть время порассуждать о сути происходящего. Съемки клипа - это часть кампании по раскрутке нового альбома группы. Приобретя известность после саундтрека к фильму «Брат-2» («Вечно молодой, вечно пьяный»), группа выпускает третий альбом. Чтобы к моменту выхода диска в продажу публика имела о нем представление, запускается информация на всех уровнях. «Это прямая реклама, интервью в прессе, появление песен в эфире и музыкантов группы в различных программах. Еще в планах сделать презентацию альбома и большой концерт», - пояснил Олег Гененфельд.

Сколько всего уходит денег на промо-кампанию, деятели шоу-бизнеса предпочитают не раскрывать. Однако как расходуются средства в процентном отношении, пояснил Александр Скрастин, директор компании «Мистерия звука», продюсирующей альбом «Смысловых галлюцинаций»: «На съемки трех запланированных клипов уйдет две трети всего бюджета, предусмотренного на раскрутку альбома. Что же касается каждого клипа в отдельности, то самое дорогое здесь - техническое обеспечение. Световое и съемочное оборудование дорогое, оно берется напрокат». Возвращаться деньги начнут не скоро и частями. Заработать на продаже дисков в большинстве случаев не удается. «Условно говоря, если в кампанию вложено 1000 руб., то вернется только 300 руб.», - говорит Александр Скрастин. - Учтем еще, что группа «Смысловые галлюцинации» финансово успешный проект». «Как это им удается?» - поинтересовалась корреспондент «ДХ». «У них есть хиты, и они адекватные люди, что в нашем шоу-бизнесе редкость. Очень часто артистов заносит, и они начинают считать себя гениями. Я в таких случаях говорю: гений ты или нет - это очень быстро можно посчитать на калькуляторе. Наша компания на рынке торговли компакт-дисками уже пять лет, и мы отлично знаем, кто продается, а кто нет. Первый эшелон выглядит так: «Тату», «Король и Шут», Земфира, «Любэ». Валерий Леонтьев (по стабильности безусловный лидер), «Би-2» и «Смысловые галлюцинации» держатся во втором эшелоне». В общем, как понял ваш корреспондент, вопреки расхожему мнению, думать о деньгах для творческого человека иногда полезно. Способствует долголетию на сцене.


Фото Виталия БЕЛОУСОВА

Тем временем на съемочной площадке появился герой клипа - актер Владимир Вдовиченков, известный широкой публике по сериалу «Бригада» (он играет там Фила). Собственно, они с «Мерседесом» - главные фигуранты клипа. Автомобиль уже установлен посередине гаража, оператор примеривается к нему камерой, рабочие поправляют свет. Вдовиченков садится за руль, подъезжает, тормозит. Потом еще раз подъезжает, тормозит. Режиссер Олег Степченко руководит процессом: «Так... Сейчас у тебя звонит телефон, потом ты тормозишь. Стоп. Переиграл немножко. Откинься поритмичней... Вот! Еще раз портретик можно. Там глаза хорошие были (это уже говорится оператору). А теперь снимаем. Камера!» На столе у режиссера листки бумаги, на которых он рисует, какие планы сняты.

Сюжет клипа выглядит так: преуспевающий бизнесмен едет в своей машине по подземному гаражу, и тут начинаются странности. Ему мерещатся женские образы - то мама, то сестра, то девушка. Плюс ко всему мобильный телефон выдает мистические сообщения. В конце концов бизнесмен не выдерживает. Тормозит, достает из машины бейсбольную биту и яростно дубасит по «Мерседесу». Общую мысль клипа директор группы (и автор слов песни «Пока это кажется важным») Олег Гененфельд сформулировал так: «За карьеру и богатство люди часто платят слишком высокую цену. Этот человек по дороге растерял своих близких и только сейчас это понял». - «И все-таки, почему вы выбрали атрибуты середины 90-х - «шестисотый» «Мерседес», этакий новый русский? Вас упрекнут в использовании штампов», - спросила «ДХ» у режиссера. «Знаете, как говорил Этуш, если у вас три штампа - это банально. А если 100 штампов - это уже набор профессиональных приемов. И потом, кто герой нашего времени и откуда он появился? Раздражающая стилистика выбрана специально. Не случайно и то, что мы пригласили на роль актера из фильма «Бригада». Эпоха быстрого капитала, постфактум. К чему они пришли? Мы обращаемся к тем, кто еще не безнадежен».

Съемки идут уже пятый час, и наблюдателей волнует главный вопрос: когда будут бить «Мерседес»? Наконец в 20.25 режиссер произносит ключевую фразу: «Так, а где бита? Будем долбить!» Объявляется перерыв, начинается общее оживление. Владелец «Мерседеса» разворачивает авто для решающего удара, его жена протирает лобовое стекло. Присутствующие поглядывают на владельцев «шестисотого» с уважением. «ДХ» осторожно поинтересовалась: «Вам машину не жалко?» - «Искусство требует жертв, - развел руками хозяин. - Я это хорошо понимаю, потому что и сам когда-то клипы снимал». Как оказалось, Владимир в свое время был художником по свету, работал в программе у Листьева. Потом ушел в большой бизнес, занимается торговлей автомобилями. Правда, иногда по старой памяти заходит к друзьям в студию. Когда они попросили «мерс», он не отказал. Объем повреждений оговорили заранее: только лобовое стекло. Вообще-то творческий замысел предполагал основательней искалечить машину, но, прикинув по деньгам, поняли, что потянут только стекло - его замена стоит 1000 долл. Объявляется репетиция. Главный герой берет в руки биту и примеривается: сначала замах, потом удар. В толпе обсуждают, получится ли сразу эффектно пробить. Например, чтобы стекла полетели брызгами. «Там пленка защитная, сломать трудно, но я верю в героя», - улыбается хозяин авто и консультирует артиста, в какую точку лучше ударить. «Помнится, мы били «Форд». Спортсмен трубой с острым концом, в прыжке - и то не сразу пробил. А потом мы этот «Форд» взорвали», - мечтательно говорит режиссер. И переходит к делу: «Давайте дым на заднем плане! Камера! Начали!».

Вдовиченков расстегивает пиджак и замахивается. Удар. Стекло покрывается паутиной. Еще удар. Веером разлетаются стеклянные брызги. Появляется дырка. Присутствующие облегченно вздыхают и аплодируют. Хозяева машины любуются зрелищем, как родители - ребенком, который читает вслух стишок. С заднего сиденья «мерса» вылезает оператор со второй камерой и отряхивается. Артист закуривает. «Хорошо! - говорит режиссер. - Теперь разные планы. Выбросишь биту. Помнишь, как Аль Пачино? Звонит телефон - слушаешь, роняешь трубку и уходишь в дым». Дальше уже пошло как по маслу. Вдовиченков мастерски приканчивает лобовое стекло, переодевается и срочно убывает на вокзал - у него гастроли. Съемочная группа оперативно снимает музыкантов «Смысловых галлюцинаций», которые тоже торопятся - через два часа поезд, едут на концерты. Клип удалось снять в рекордные сроки - меньше чем за полдня.

© "ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА", 2003


главная // музыкальные клипы

Hosted by uCoz