"Медведь", март 2006.
Екатерина МИНОРСКАЯ.

СВОЙ В ДОСКУ

Звезда "Бригады", "Бумера", а вот теперь и "Бумера"-2, что выходит в прокат в марте, Владимир Вдовиченков - не просто актер, играющий в модных "бандитских фильмах". Он, что называется, воплощенный образ "своего парня", романтика с большой дороги, никогда не приходящего к столь ненавистному нашими зрителями хеппи-энду. В общем, он практически национальный герой.

- "Бумер" первый и второй - чем-то принципиально отличаются друг от друга или это клоны с похожими сюжетами?
- Конечно, отличаются! И очень сильно! "Бумер"-1 - это фильм про ненависть, а "Бумер"-2 - про любовь! Во втором фильме есть женщины, и много, а в первом были одни мужики! Поверьте мне: это две совершенно разные картины. Не хочется вдаваться в детали: их будет слишком много… В общем, - с женщинами все совсем по-другому! И тут больше нечего добавить: сами увидите.

- Вот в кино, Володя, вы выглядите брутально, а без "Бригады" и "Бумера" вы кто?
- Хороший человек, просто хороший человек.

- А все-таки представляете ситуацию, когда бы могли стать бандитом?
- Для этого мне нужно было вырасти не в провинциальном городе, где уклад жизни размеренный и тихий. Там как было в советские времена, так и в постсоветские - по сути ничего не изменилось. А вот если б я жил где-нибудь в столицах: Москве, Петербурге, или хотя бы в Калининграде, городе с полумиллионным населением - наверное, мог бы стать бандитом. Социальная разница чувствовалась бы сильнее. Мне было бы обидно, почему какой-то зажравшийся бывший партработник вдруг стал таким супербогатым дядькой - и, конечно, я бы попробовал сделать так, чтобы он поделился! Да, наверняка была бы попытка заработать за счет хапуг, которых презираю. Это я про всю нашу бывшую партийную элиту, которые сейчас снова на плаву! По большому счету - это люди, которые всю свою жизнь обманывали и воровали, теперь называют элитой нашей страны…

- Ну, вы смогли в ролях это воплотить, Костя Кот, например, в "Бумере" - получается, это вы и есть?..
- Лишь отчасти! Я не путаю жизнь и профессию. Когда снимался в "Бумере" и "Бригаде", я меньше всего думал о том, чтобы привнести в своих героев личную идеологию. Я выполнял режиссерскую задачу! Если вы видели хотя бы фрагменты из каких-нибудь культовых боевиков, ну из всей этой киношняжки, которая сейчас сыплется с экрана, так в основной массе все это вызывает отвращение и никоим образом не заставляет зрителя о чем-то подумать, кому-то посочувствовать…
Я уже устал повторять, что ни я, ни мои партнеры по "Бумеру" никогда не играли каких-то отпетых бандитов - мы играли людей, которые пытались выжить в создавшихся условиях - так или иначе. Мне сказали: это такой-то парень. И я пытался сделать его разносторонним - чтобы люди могли и посмеяться, и поплакать, и предостеречь себя и своих близких от того, что произошло с моим героем.

- А вот Фил из "Бригады" чем-то отличается от Кости Кота из "Бумера"? Кажется, что это фильмы про одного героя.
- Принципиально, наверное, ничем не отличается. Просто социальные пласты немножко разные: если в "Бригаде" к концу фильма персонаж уже вращается в каких-то высших кругах (депутатских, околоолигархических), то в "Бумере" - это история парней, которые не рвались куда-то наверх, не хотели изменить этот мир - просто пытались заработать денег и пожить в кайф - не получилось. И они выбираются из ситуации - чтобы просто выжить. В "Бригаде" ребята сначала тоже хотели выжить, а потом захотели все большего, большего и большего, за что, собственно, и поплатились!

- Разве герои "Бумера" были застрахованы от этого, если бы не погибли?
- Не думаю. В самом начале фильма, когда у моего героя идет разговор с женой о том, чтобы уехать из страны, все становится ясно. Костя Кот хотел вырваться отсюда не для того, чтобы пожировать, пожить, как сыр в масле. Просто хотелось что-то поменять… Ну черт знает: я и сейчас часто об этом думаю. Но сейчас просто возможности другие и зарабатываю неплохо, жена, ребенок… - уже успокоился в этом отношении. А еще несколько лет назад я серьезно подумывал о том, чтобы уехать туда, где меня никто не будет трогать и я никого, чтобы просто жить в свое удовольствие. И тут как раз подвернулись эти фильмы…

- Вы вот занимались боксом и в кино боксера сыграли. Наверное, любите драться? Или "драться" - неверное слово, как "плавать" и "в море ходить"?
- Обычно говорят: "выступать в ринге". Но я-то считаю, что боксеры именно дерутся. Мы, кстати, вместе с женой бокс по вечерам смотрим, так она замечательно говорит: "Вовка, а кто сегодня будет играть?" Меня всегда это забавляет! Конечно, это игра, спорт… Кто красивей, кто филигранней работает - тот и выигрывает. Так - для зрителей. Но боксеры все же дерутся.

- А вы, собственно, почему для себя бокс выбрали?
- Когда мне было лет десять, я пришел в спортзал для того, чтобы как-то укрепиться в мысли, что я мужчина, что я могу подраться и выжить на улице!

- Ага, значит, в тихом городке было не так уж спокойно?!
- Ну… Учился я в школе номер два в городе Гусеве. В нашей школе в силу каких-то обстоятельств учились еще ребята из интерната (из деревень, из сложных семей, сироты). И они постоянно нас грабили, причем прямо на глазах наших школьных учителей. К тому же в школу приходилось идти через стадион, а там все время сидели взрослые пацаны - тоже деньги отнимали. И всегда было жалко: вот с какой стати ты эти сорок копеек, которые дали на завтрак и на обед, должен отдать какому-то непонятному хмырю?! И я не давал, за что неоднократно был бит! Вот и хотелось научиться за себя постоять.

- Вы помните свою первую "звездную" драку?
- Представляете, первую не помню, честно. Но лет с пятнадцати помню такие моменты, когда мне очень нужно было победить в драке, и я это делал, и делал красиво. Разумеется, чувствовал себя героем!

- Из-за девушек, наверное, дрались?
- Вообще все проблемы были в жизни из-за девушек! Как обычно: все по Фрейду, все в нашей жизни происходит от каких-то желаний интимных… В том числе и стремление олигархов быть олигархами и бандитов быть бандитами - это тоже все из-за женщин. Стимул единственный - это женщина (если ты, конечно, не гомосексуалист - ну тогда из-за парней). Все на сексуальной почве.

- Вот любопытно, у вас маленькая дочь, она вырастет и приведет к вам жениха знакомиться… Что, если этот парень будет похож на ваших персонажей?
- Больной вопрос. Я внутренне буду недоволен. Но нельзя идти наперекор желанию самостоятельного человека, женщины - неважно, моя ли она дочь, не моя. Когда она родилась, то я стал задумываться об этом, и понял, что дочка не моя собственность. Таковой она была, возможно, первые 3-4 месяца, когда ничего не понимала и не могла принимать самостоятельных решений. Сейчас ей только 10 месяцев, она требует - а я выполняю ее желания… Я даже не стал ее крестить. Казалось бы: ребенка надо крестить. Но я понял, что не могу этого делать, потому что она может быть этим недовольна, когда вырастет. Я ничего ей не хочу навязывать. Другое дело: буду переживать, советовать исподволь, даже ругаться буду, скандалить… но не навязывать.
Приведет Костика Кота - буду пытаться отговаривать. Даже не потому, что Костя Кот плохой парень. А просто это опасно и потом будет больно - как всегда больно терять близких людей…

- Вас многие обвиняют, что вы пропагандируете образ бандита?
- Если человек отморозок, - посмотрит он "Бумер" или не посмотрит, - в конечном итоге он все равно придет к преступлению. Просто ажиотаж вокруг темы может ускорить его внутренние желания: "Дай-ка я по башке кому-нибудь дам битой и скорей стану известным!"
Я как-то спросил режиссера "Бумера" Петра Буслова: "Петь, а про что фильм-то?" Он ответил: "Знаешь, Вовка, я мечтал снять такой фильм, чтоб моя мама поняла, кто мы такие: я и мои друзья!" Это фильм о потерянном поколении: у нас же целое поколение было выбито, тысячи человек были убиты, начиная от Афганистана, Чечни и заканчивая какими-то криминальными разборками. В людях десятилетиями накапливается чувство несправедливости, и в конечном итоге оно выплескивается - оттого и был такой разгул преступности.

- Был?
- Да, думаю, все как-то устаканивается. А фильмы эти, наверное, нужны для того, чтобы люди поняли: отморозками не рождаются, ими становятся - теми, кто может взять пистолет и застрелить себе подобного. Поэтому винить людей, которые создали эти картины, в какой-то пропаганде преступности - все равно что винить изготовителя сыра в том, что кошка его украла.

- А вот если бы вы были судьей, а перед вами на скамье подсудимых этакие персонажи из "Бумера", какое бы вы им дали наказание? Могли бы оправдать?
- Есть такая вещь - закон. Преступник должен сидеть в тюрьме. Кстати, с законами у нас беда, конечно. Если в твою квартиру ворвались бандиты и ты вызываешь милицию, даже не факт, что она приедет, а ты при этом безоружен. А в Америке человек берет ружье и стреляет всех к чертовой матери, а потом приезжает полиция, жмут ему руку и говорят: спасибо! Мне кажется, это правильно: закон должен охранять человека.
Но у нас все потихоньку все-таки идет к лучшему, и законы в том числе. Даже ситуация на дорогах: уже нет такого беспредела, какой был еще недавно! Кстати, встречал я честных гаишников, которые говорили: я мзду не беру, мне за державу обидно! Я вообще вывел для себя правило и всем рекомендую: не хочешь давать взятки - не гоняй, как сумасшедший, не нарушай правила! Все очень просто. А если ты готов выложить деньги на штрафы, тогда не жалуйся.

- А подставы на дорогах? Беспредел же.
- Да их меньше стало, скоро вообще исчезнут. Я страхую машину и не парюсь: поверьте мне, у страховых компаний такая служба безопасности, что они в два счета вычисляют этих "подставщиков". А уж если те наглеют и не успокаиваются и не удается их угомонить законными методами, то им отобьют голову - все!
Я человек эмоциональный и профессию выбирал эмоциональную! Мне было бы сложно быть судьей, потому что я бы принимал сиюминутные эмоциональные решения. Я надеюсь, что судьи у нас не такие все-таки, не артисты!

- Каков Владимир Вдовиченков вне кино, "домашнего пользования", так сказать?
- Я очень не компанейский: не люблю рыбалок всяких, охот: очень ровно отношусь к коллективным развлечениям. Домосед. Вот вчера целый день проиграл в компьютер: Костя, брат мой младший, принес какую-то игру… Да я мягкий и пушистый дома, тихий и безобидный! Люблю гулять с семьей. Ходим с дочкой в парк… А так мне в России сложно куда-то ходить: получаешься как на витрине, узнают. И ведь люди очень эмоциональные - в конечном итоге просто боишься поскандалить с ними.

- А жена, Ольга, она же у вас актриса тоже?
- Да, актриса Ольга Филиппова. Был такой фильм Александра Хвана "Кармен" - вот она ту Кармен и играла! Сейчас, после родов, она как-то сконцентрировала свое внимание на том, чтобы прийти в форму, уже готова к работе, ездит на какие-то пробы.

- Жена актриса - это приятно или не очень?
- У меня была одно время мысль запретить практически ей это: пускай сидит дома, материально я могу обеспечить. Но Оле это нужно, нравится - пускай. Это ее выбор.

- А если в кадре она кого-то целует или еще чего?
- Я к съемкам стараюсь не ревновать: это профессия. И сам я в такие сцены не вкладываю ничего личного. Жена может быть не актрисой и изменять где-то втихаря! Ну мне, конечно, не очень приятно смотреть на какие-то сцены - так я лучше на них выйду покурю!

- Принцип "умирай, где стоишь" явно подходит вашим персонажам, а вам?
- Это же какой-то полководец вроде сказал? Нет, мне это не подходит, не надо умирать, где стоишь. Мне больше нравится подход другого полководца - Кутузова: "Сдадим Москву, но не потеряем Россию!" Мне нравится, как в айкидо: когда не на противлении построено, а на гибкости подхода: железом воды не разрубить, а вода и камень точит… Бывают тупиковые ситуации - прямо кажется, пришло время "умирать, где стоишь", но в этот момент расслабляешься и понимаешь: все должно быть так, как должно быть. И на следующий день просыпаешься и видишь, что все как-то само решилось: как в фильме "Влюбленный Шекспир", когда в необходимый момент у персонажа заикание проходит… Нужно уметь чувствовать ситуацию и лавировать, находить компромиссы. Любые наши действия всегда возвращаются, как бумеранг. "Расслабиться" - это действие, которое всегда хорошо возвращается. Я вот совсем недавно был в Аргентине. Привык, конечно, к определенному комфорту, а там такой номер в гостинице дали, что мама дорогая: утлая комнатенка без удобств! У меня первая мысль была пойти ругаться, потребовать нормальный номер, а потом что-то во мне внутри сказало: "Вова, остановись! Вспомни, когда у тебя не было ничего, ты был счастливый!" И я решил приземлиться, побыть не звездой, а обычным человеком, который приехал играть спектакль, работать - не более того, не надо из себя чего-то корчить! И я расслабился и вполне довольный пошел гулять по Буэнос-Айресу. Прихожу, а портье извиняется и дает карточку от шикарного номера: и все без испорченного настроения обошлось!
Этот бумеранг - он даже в мелочах. Поэтому в больших делах нужно руководствоваться большими принципами, как то: "Не суди да не судим будешь!" И поэтому я не делаю близким людям того, чего не хотел бы и сам получить от них! Все равно это аукнется! Я в этом смысле фаталист: Бог не фраер, он все видит - как мне в детстве говорили.

- У вас, наверное, друзей много?
- Мало. Ведь близкие друзья появляются в детстве, а я сменил место жительства, многое сменил. Но есть один близкий друг - Игорь Петренко, ради которого я могу пойти на многое: точно знаю, что не брошу ни при каких обстоятельствах. Познакомились, кстати, не по работе - а так, в жизни. И я прямо горд, что у меня есть такой друг - очень хороший парень! Мне хотелось бы. Чтобы таких было больше. Тогда все будет как надо!

© www.medved-magazine.ru, март 2006.


главная * интервью и статьи

Hosted by uCoz