ИД Провинция, №50 от 11.12.2002. / www.province.ru

Актер Вдовиченков не любит ни Белова, ни Фила, ни Космоса...

Визитка фильма – это не один Безруков (Белов). «Бригада» – на редкость удачно подобранная команда актеров. Именно команда. Это и Екатерина Гусева (Оля Белова), и Павел Майков (Пчела), и Владимир Вдовиченков (Фил), и Дмитрий Дюжев (Космос). Сегодняшний рассказ по просьбе читателей – о них.

Владимир Вдовиченков.
После окончания школы поступил в Кронштадтскую мореходку. Отучился в ней 8 месяцев и по распределению попал в Мурманск на Северный флот на судно в должности кочегара. Отработал три года, вернулся домой, сменил много профессий. А потом вдруг… уехал из родной Калининградской области в Москву поступать на артиста. И поступил. «Я был хулиганистым малым, – вспоминает Владимир, – но не потому, что по природе такой, а потому что у нас были свои уличные законы. Если не умеешь драться, ты человек второго сорта». А в сценарии было прописано, что артист должен обладать достаточной физической подготовкой. На мой вопрос, как он относится к тому, что снялся в популярном сериале, ответил просто: «Так совпали звезды».

– Как вы относитесь к славе?
– Я не считаю себя знаменитым. В настоящее время я просто узнаваем. Вот иду по улице, меня узнают. Но не как артиста Вдовиченкова, а как героя сериала Валеру Филатова, с его манерой поведения, его мировоззрением, поступками, характером. Они говорят: «Фил, привет, как дела? Передай привет ребятам из бригады». Но я не Фил, и этот персонаж не имеет ко мне никакого отношения.

– Но, наверное, так и должно быть. Недаром, например, Спартак Мишулин до сих пор для кого-то олицетворяет Саида из «Белого солнца пустыни» или Карлсона…
– Не знаю. Этот Фил возник из ниоткуда и живет своей самостоятельной жизнью. А мне гораздо приятнее, когда меня узнают как артиста. Вот недавно после спектакля в Театре имени Вахтангова, где я играл графа Орлова, ко мне подошла девушка, попросила автограф. И я увидел, что ей я интересен как Владимир Вдовиченков. Она помимо «Бригады» видела несколько спектаклей с моим участием и не отождествляет меня с моими персонажами. По фильму Фил такой крутой, на «мерсе» ездит. А тут я еду в метро, в пальтишке, шарфике там, с сумочкой какой-то. Одни узнают, говорят восторженно: вон смотри, Фил едет. А другие разочаровываются: елки-палки, я-то думал, а он…

– Вы согласны с Арменом Джигарханяном, заметившим как-то, что артист не должен стоять вместе со своими зрителями в очереди за колбасой?
– На мой взгляд, это абсолютно верно, и коллеги в театре, умудренные актерским опытом, тоже говорят, что нужна тайна в нашей профессии. Ведь люди склонны верить в сказку, и надо уметь эту сказку людям подарить. Иначе пропадет некое внутреннее счастье от соприкосновения с искусством.

– Роль Фила – это первая ваша большая роль в кино?
– Да. Мне просто повезло, я встретился с хорошим режиссером, замечательными партнерами, хотя сам фильм достаточно серьезный и требовал больших эмоциональных затрат.

– Оправданно ли его появление на наших экранах?
– Мне кажется, что этот фильм был нужен, и он никоим образом не прославляет криминал. Люди попали в эту ситуацию и решали проблемы по-своему. Авторы попробовали рассказать об этом без особой чернухи или приукрашивания, так, как есть. Вообще, это один из немногих фильмов, который подводит определенную черту под эпохой, под ситуацией.

– Под мутной ситуацией начала девяностых? Как вы сами относитесь ко всему тому, о чем рассказывается в фильме?
– Да плохо я отношусь к этому, плохо. Мне кажется, что это неверный путь. Почему сильный должен жить лучше, чем слабый, мы же не звери и должны заботиться о ближнем. Нам для этого и мозги даны. На днях смотрел передачу о животных, так там слоны заботились о больной слонихе. Она подорвалась на мине, потеряла ногу, так ее не бросают, кормят, помогают ходить. А у нас, у людей, все не так, не знаю с чем связано. Почему в нашем обществе люди творческие живут бедно? Интеллигенция – учителя, врачи, без которых немыслимо общество?.. Включаю телевизор – опять эта Чечня нескончаемая, такое чувство, что это все прикрытие, чтобы люди не думали, почему у них такая маленькая зарплата, пенсия, главное, чтобы дети и внуки не погибли. В мире за последнее столетие сделаны головокружительные открытия, люди на Луне побывали, а мы тут все решаем средневековые проблемы, как бы тиф или холера не начались. Все наши научные специалисты давно разъехались по миру, а у нас дети порой голодают, читать-писать не умеют. В той же Чечне рабовладельческий строй развели…

– Ну, это уже политика.
– Это амбиции, их у человечества слишком много. Но в последнее время я устал от всего этого, устал переживать. Все равно не в состоянии что-либо изменить.

– Ну, а в своем персонаже вы можете отметить какие-то положительные качества?
– Могу. Самое главное – это верность идеалам, пусть наивным.

– Но вы смогли бы поступать так, как он?
– Нет, не смог. Наверное, у меня есть свои какие-то жизненные убеждения и приоритеты, и я не отождествляю себя со своим героем. Скажем так, я играл человека, у которого есть друзья, он умеет дружить. Сам же я не ходил с пистолетом и ни в кого не стрелял.

– А вы не боялись играть эту роль, ведь ваш герой обречен?
– А как же тогда играть Отелло? А что будет с артисткой, играющей Дездемону?

– Но вот с экранизацией романа Булгакова «Мастер и Маргарита» было много шума.
– С этим романом, действительно, какая-то мистическая история. Фильм все-таки сняли, но он так и не вышел в прокат. Почему? Может быть, так надо?

– А вы не побоялись бы сыграть в этом фильме?
– Не знаю. Я прислушиваюсь к своей интуиции, и если бы были какие-нибудь моменты предостерегающие, то отказался бы. А в принципе, мне эта тема интересна. Ведь тоже можно сказать, что роман восхваляет ту силу, которая пришла делать зло, а делает добро. Так, кажется?

– Володя, и все-таки интересно: вы мечтали об актерской стезе?
– Нет, в драмкружках не занимался. Просто я очень люблю кино, и как-то раз все бросил и уехал поступать в артисты. Одно время пытался дать себе отчет в этом поступке, сейчас даже не пытаюсь.

– Калининградская земля подарила столице не менее известных ваших земляков – Олега Газманова и Ладу Дэнс.
– Вот если бы это были Лавров или Олег Борисов... Я вовсе не хочу обидеть земляков, но очевидно, что шоу-бизнес слишком далек от настоящего искусства. Кант, Шиллер – это землячество мне льстит.

– Часто бываете на родине?
– Бываю редко. После проката «Бригады» еще не был.

– Как встречать-то будут?
– У меня много друзей и родственников, мама и брат. Думаю, мне будет приятно приехать домой, и встречать будут хорошо.

– Что вы пожелаете всем молодым читателям?
– Может быть, я не имею права давать какие-то советы, но хочу сказать: в этой жизни самое дорогое – это любовь. А пистолеты, стрелки, «Мерседесы» не стоят того, чтобы тратить на них свою жизнь. К счастью, сейчас ориентиры меняются. Люди наелись всех этих золотых цепей, трупов по телевизору и потянулись к настоящему искусству. Наступил момент, когда все стали понимать, что есть настоящие ценности. Посмотрите, что творится в театрах: они переполнены.

© ИД "ПРОВИНЦИЯ", 2002


главная // интервью и статьи

Hosted by uCoz