"Сериал", №29, 14.07.2003.
Светлана САФОНОВА.

ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ:
ПОРТОС ИЗ "БРИГАДЫ"

Дружба не продается. Ее нельзя променять ни на деньги, ни на славу. Это принципы героя сериала "Бригада" Валерия Филатова по кличке Фил. По этим принципам живет и актер Владимир Вдовиченков.

- Ваша актерская карьера сейчас на взлете. За сериалом "Бригада" последовали роль графа Орлова в спектакле "Царская охота", новый сериал "Звездочет" и многие другие предложения. Это признание таланта или просто везение?
- Думаю, что это судьба, стечение обстоятельств. Я оказался в нужное время в нужном месте. Действительно, сериал "Бригада" имел успех, но моя заслуга в этом минимальная. Я не понимаю: почему вдруг стал так всем интересен? Раньше же никому до меня дела не было - жил себе и все. А сейчас такая популярность… Наверное, просто звезды совпали. Сейчас на фестивале "Кинотавр" показали картину "Бумер", где я играл главную роль. Говорят, она имела там большой успех. Это криминальная история о четырех друзьях, которые попадают в переделку и в конце погибают. Меня всегда почему-то в конце убивают.

- Бандит Фил, граф Орлов… Персонажи, надо сказать, не самые добрые и романтичные. А в роли Гамлета вы себя можете представить?
- Я не думал об этом никогда. У меня, в отличии от многих артистов, не было мечты сыграть Гамлета. Скажем так: я бы, наверное, сыграл его, но смотря в чьей постановке. Хотя я не уверен, что это моя роль. У меня нет ощущения, что если не сыграю что-то, то моя актерская судьба не сложится.

- Роль откладывает отпечаток на жизнь, характер?
- Да. Если ты удачно сыграл роль, то начинаешь более уверенно себя чувствовать. Меняется отношения к миру. Понимаешь, что ты в этом мире что-то значишь. И, возможно, начинаешь больше понимать самого себя. Потому что когда работаешь над ролью, черты своего персонажа ищешь в себе.

- Всегда находите?
- Нет, не всегда. Очень часто не нахожу оправданий каким-то поступкам моего героя. Я пытаюсь включить магическое "если бы". Вот если бы это произошло со мной, то тогда я поступил бы так-то. В спектакле "Царская охота" мой персонаж предает любимого человека. Я в жизни, наверное, не смог бы так поступить. Я - другой человек и лучше бы рискнул карьерой, нежели любовью. Но мой персонаж делает наоборот. И мне приходится его оправдывать.

- А Фила оправдывали?
- Да. Фил - хороший парень! Серьезный и положительный. Чего его оправдывать, когда он все делал правильно, пытался всех помирить. Ему не нравилось, что из-за денег, из-за власти друзья могли расстаться. Это не в его характере. Он, наверное, единственный понимал, что все это закончится плачевно, и все равно до конца сохранял верность идеалам, пусть наивным.

- Появление "Бригады" на экранах было встречено неоднозначно…
- Мне кажется, что этот фильм был нужен, и он никоим образом не прославляет криминал. Люди попали в эту ситуацию и решали проблемы по-своему. Авторы попробовали рассказать об этом без особой чернухи или приукрашивания, так, как есть. Вообще это один из немногих фильмов, который подводит определенную черту под эпохой, под ситуацией.

- Кажется, у Фила, единственного из "Бригады", была профессия…
- Каскадер - это скорее призвание, а не профессия. Каскадеры - люди спокойные и уравновешенные, потому что весь свой адреналин они выбрасывают на работе. А так как попытка выбросить адреналин всегда присутствует, то Фил говорил: "Мои друзья делали это иначе". И все его понимали.

- Если бы Фил не погиб, как бы сложилась его жизнь?
- Не знаю. Когда я прочел сценарий и понял, что Фил погибает, я играл человека, обреченного на гибель. Я даже не фантазировал о его будущей жизни. Он не мог остаться живым. Когда смотрели "Бригаду", моя жена Наташа все время волновалась: "Ну чего… ты-то жив останешься?" Я говорю: "Наташа, вот же я - рядом с тобой!"

- Сцена, где ваш персонаж лежит в коме, давалась трудно?
- Это была самая легкая сцена за весь сериал. Лежишь и ничего не делаешь. Было спокойно. Я отдыхал, спал. Никакого внутреннего монолога Фила в этот момент не придумывал. Ну, лежит такой овощ и лежит. Впервые мне представилась возможность играть с партнером, просто тупо за ним наблюдая. Это очень интересно, когда человек играет с тобой в диалоге, но по сути своей произносит монолог. Смотрит твою оценку, а ты не имеешь права в этот момент даже шелохнуться. Да и не хочется ничего говорить. Я как-то подумал, что самое замечательное - когда в отношении с близким человеком можно помолчать. И, не говоря ничего друг другу, понимаешь, находишься на одной волне. Мне кажется, это высший пилотаж в дружбе, в любви. Я очень часто наблюдал, когда старые люди сидят на скамейке и ни о чем не разговаривают. Такой у них при этом покой… И в этой сцене у нас получилось: когда приходят Белый, Космос, Пчела, Оля, разговаривают со мной и не ждут ответа. Это было здорово.

- В жизни с близким человеком вам удается настроиться на одну волну и молчать?
- Пока еще нет. Но я надеюсь, что это будет скоро. Пока же вынужден всегда говорить, в чем-то убеждать. Я понимаю, что не надо. Но внутри меня столько всего, что очень хочется вылить свои переживания, желания. А уж если говорить о том, что тяжело мне давалось во время съемок сериала "Бригада", так это, скажем так, "психологическая" разборка с Сергеем Безруковым. Мы снимали сцену, когда после покушения остаемся с Белым наедине в квартире. Нужно было показать, что ты чувствуешь к человеку, которому доверял всю жизнь, а он в тебе начинает сомневаться. Было очень трудно - морально, психологически работать над этим. Приходилось давать в челюсть Сереже по-настоящему. А драться я умею. В юности занимался боксом, поэтому, когда прочитал в сценарии будущего сериала, что артист должен обладать достаточной физической подготовкой, понял, что это мое.

- Вам не кажется, что сериал "Бригада" чем-то похож на роман Дюма "Три мушкетера"? Если да, то кто вы в четверке мушкетеров?
- Есть такая параллель. А я, скорее всего, Портос. Немножко увалень, который имеет свое мнение. Хотя нельзя разложить нашу четверку и четверку мушкетеров в точности. Потому что Саша Белый скорее смесь Атоса с Д'Артаньяном, Космос - смесь Арамиса с Д'Артаньяном. А я Портос - не потому, что самый большой и сильный. А потому, что мягкий и пушистый.

- И драчун, наверное, такой же?
- Драчун. Я был уличным мальчишкой, к сожалению. Начинал учиться в музыкальной школе и бросил ее. Не смог выучить языки, хотя мечтал об этом. Я очень любил смотреть телемосты Владимира Познера с Филом Донахью. Интересовался историей России, Америки, международными отношениями. В классе был самым активным участником уроков политинформации. Знал все, что происходит в мире. Но потом и это забросил. Улица внесла свои коррективы. Появились друзья. Было желание что-то из себя представлять. Проявить какое-то лидерство на почве знаний у нас было равносильно возможности стать сильным среди слабых. Но мне хотелось и среди крепких парней быть не последним человеком.

- Потом вы поступили в мореходную школу и, проработав немного, все бросили. Почему? Море - это же красиво, романтично…
- Это скучно. Романтика только в книжках. Я учился на кочегара. Работа в трюме тяжелая и нудная. И потом, я не очень люблю одиночество. Хотя я человек закрытый, всячески оберегаю свой внутренний мир, но иногда мне нужен человек для общения.

- Каким вас хотят видеть зрители, пресса, режиссер?
- Все по-разному. Когда роль удалась, зрители хотят, чтобы актер был не просто актером, а и в жизни походил на своего персонажа. Продюсеры хотят видеть популярного артиста. Режиссеры мечтают о хорошем, податливом, пластичном актере, выполняющем задачи, поставленные перед ним. Женщины хотят видеть мужчину, способного совершить какие-то серьезные поступки и стать для них надеждой, каменной стеной. Мужчины - своего парня, который с экрана рассказывает про них. Дети - старшего брата, друга, на которого хотелось бы равняться. Маленькие девчонки ищут идеал мужчины, принца. А журналисты хотят видеть и слышать все сразу…

- Актер не должен раскрывать свою душу?
- Ни в коем случае. Зритель, посмотрев игру актера, должен сам додумывать, что там, внутри, осталось. Ему нужно оставлять почву для размышления. Поэтому я не очень люблю давать интервью. Раздражают глупые вопросы, когда пытаются влезть в душу: "Расскажите: кто вы на самом деле?" Да это мое личное дело! То, что я хочу, я показываю в кино или спектакле. Еще раздражает неадекватное поведение со стороны поклонников: "Эй, братан, передавай привет московской братве!" Какой московской братве? Я - артист. А они не понимают. А ведь сначала кажется, что неглупые люди.

- Театр или кино: где сложнее?
- После каждого спектакля можно проанализировать свою игру, найти ошибки. Потом, на следующем спектакле, постараться их исправить. В кино сложнее - снялся один раз, ничего не переделать. Я не могу смотреть фильмы со своим участием. Замечаю все свои огрехи и страдаю из-за того, что ничего не изменить. Внутреннее ощущение себя и моего места в этом мире несколько отличаются от того, что я вижу на экране. Когда я понимаю, что внешние факторы не совпадают с внутренними, я смотрю на экран и понимаю, что я это не играл. Я играл что-то другое, но почему получилось именно так?

- Вы снимаетесь в сериале "Тяжелый песок", где играете писателя Анатолия Рыбакова. Он родился на Арбате, а вы человек приезжий…
- Сначала я об этом думал, переживал, но в итоге это нигде в сценарии не проявляется. С героем происходят экстраординарные события, и к его "арбатскости" это никак не относится.

- Вы уже пять лет живете в Москве. Привыкли?
- Да, и очень ее полюбил. Даже уезжая на один день, скучаю.

- У каждого Москва своя: шумная, веселая, ярмарочная, добрая. А у вас она какая?
- Безграничная. Из ряда американской мечты. Москва - город больших возможностей, и ты понимаешь, что эти возможности на каждом шагу. Это город-клад. Нужно только приложить усилия, и ты обязательно что-нибудь найдешь. Настолько разносторонний, яркий и загадочный город, что его, как женщину, не познаешь до конца.

- А если предложат ехать в Голливуд, согласитесь?
- Да, сразу же. Голливуд в актерской профессии - это Мекка. Мечта любого артиста - работать в Голливуде, и не потому, что американское кино лучше, чем российское, просто больше возможностей. Но это не умаляет достоинств города Москвы. В идеале я хотел бы жить в Москве, а работать в Голливуде.

- Что в вашем понимании - звезда и считаете ли вы себя таким?
- Звезда - это человек, который, помимо актерских способностей, имеет определенный образ жизни, вокруг него шумиха. Мне это не очень интересно. Я еще не такой артист, чтобы называть себя звездой. Надеюсь, что когда-нибудь стану. А пока… Во мне много огрехов, ошибок.

- У нас есть настоящие звезды?
- Раньше была одна - Любовь Орлова. Она прекрасно играла, пела, восхитительно выглядела, умела себя преподнести, могла себе позволить заказывать наряды в Париже. А сейчас наши звезды отличаются лишь своим образом жизни. А вот чтобы к ним еще прилагались одаренность, талант, трудоспособность… Не уверен, что это есть. Я слышал, как Армен Джигарханян рассказывал, что, будучи в Америке, он обратил внимание на Сильвестра Сталлоне. Все считают его лишь горой мышц, воплощением Рокки - Рэмбо. Но оказывается, что Сталлоне для поддержания формы проводит в спортзале по 8 часов ежедневно. Он работает над собой и днем, и ночью. Именно поэтому он - настоящая звезда. У нас таких нет. Вы можете мне назвать хотя бы одного артиста, который был и талантливым, и работоспособным, имел бы хорошую фигуру, знал языки, был коммуникабелен?

- Может быть, Валерий Николаев?
- Он действительно подготовленный человек. Но ему еще чего-то не хватает. Думаю, когда придет время, он станет настоящей звездой. Я встречался с режиссерами, которые жаловались, что в нашей стране очень трудно сделать звезду мирового масштаба. У наших актеров всегда какие-нибудь проблемы. Кто-то выпивает, кто-то ленится, кто-то не знает языка, у кого-то появляются огромные амбиции. Возможно, это наш менталитет. Наверное, звезд должны делать специально обученные люди.

- Конечно, профессионалы - это хорошо. Но вот тот же Сталлоне сам качается ежедневно. А вы можете?
- Я, конечно, стараюсь держать себя в форме, но ежедневно не качаюсь. Но если это мне понадобится для роли, то буду качаться по 20 часов. Если мне нужно похудеть или поправиться, я могу это сделать. Если мне нужно выучить роль на английском языке, я найму репетитора и выучу. Если мне надо чему-то научиться, я буду этому учиться тогда, когда это нужно.

- Это наш российский менталитет: "если бы" да "когда надо"…
- Точно, точно. Вот поэтому, наверное, я и не звезда.

- Но у вас есть свой агент. Это модно или удобно?
- Это очень удобно. Я уверен, что каждый должен заниматься тем, что он умеет делать хорошо. Мой агент Ольга работает прекрасно, она легко решает какие-то вопросы, с которыми я в силу своей эмоциональности или занятости просто не могу разобраться. Она легко контактирует с людьми, может найти подход к любому. Я же рублю с плеча, что очень плохо.

- Есть артист, которому вы бы хотели подражать?
- Подражать - нет, но учиться - да. От разных артистов хорошо было бы взять разное. Например, меня восхищает Армен Джигарханян. Он умеет выдавать колоссальную внутреннюю энергетику. Мне кажется, я еще не умею этим пользоваться. Или, например, я завидую тому, как Георгий Тараторкин тщательно и скрупулезно прорабатывает любые мелочи. Я понимаю, что это важно, но у меня не хватает усидчивости. Подвижный и легкий Джим Керри может выдать такие "па", которые в силу зажатости и непластичности мне не под силу.

- Ваши планы на будущее?
- Программа-минимум у меня есть. Я же не принадлежу сам себе, завишу от группы, от расписания спектакля, съемок. Но жизнь заставляет обустраивать быт. Нужна была мне машина - купил "БМВ". Сейчас решаю квартирный вопрос, пытаюсь создать уют. Хотя боюсь привязываться к месту, вещам. Я, конечно, не перекати поле, люблю домашний семейный уют, но внутреннюю свободу ради быта потерять не хочу.

- Как отдыхаете?
- Люблю смотреть кино, ездить на машине. Но чаще всего валяюсь на диване и смотрю телевизор. Больше всего люблю смотреть новости. Пока не пересмотрю их по всем программам, не успокоюсь. Быть в курсе всех мировых событий - это осталось еще со школы. Помните, как в фильме "Москва слезам не верит": "А что в мире делается?" - "Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет". Я из этой серии. Меня можно спросить о любой стране - отвечу на любой вопрос.

© "Сериал", 2003

Спасибо Alexandre!


главная // интервью и статьи

Hosted by uCoz